Общие указания

 

Оперативный персонал несет ответственность за правильную эксплуатацию устройств РЗА на подстанции, поэтому:

1. У оперативного персонала должен быть полный комплект документации, касающийся работ на устройствах РЗА (комплект принципиальных схем, комплект инструкций, карты уставок, карты селективности, карты загрузки ТТ).

(Релейный персонал обязан предоставить Вам весь перечень документации и поддерживать эту документацию в рабочем состоянии – вносить вовремя изменения в схемы, продлевать инструкции и т.д.)

2. Оперативный персонал обязан знать принцип работы всех устройств РЗА, инструкции по обслуживанию этих устройств; места расположения этих устройств; места расположения всех автоматов питания постоянным токов, автоматов цепей ТН, предохранителей и т.д.

(В аварийной ситуации оперативный персонал должен четко выполнять операции по выводу или вводу в работу какого-либо устройства. При случайном «выбивании» автоматов питания или цепей ТН необходимо немедленно его включить, не теряя времени на расспросы, где он находится).

3. Все исправные устройства РЗА должны быть включены в работу.

(Требование один раз в смену проверять положение переключающих устройств и накладок на панелях РЗА не случайно и нельзя его игнорировать, делая лишь формальную запись в оперативном журнале. Диспетчер – тоже человек, вероятность совершения ошибки есть даже у самого опытного работника. Поэтому каждая следующая смена может выявить ошибку, оставленную при последних переключениях).

4. Не допускается оставлять без защиты оборудование, шины и линии, находящиеся под нагрузкой или под напряжением, без релейной защиты.

(Любое силовое оборудование должно быть защищено устройствами релейной защиты. Если, например, трансформатор был выведен в ремонт и релейщики не успевают выполнить свои работы на устройствах до окончания заявки, необходимо заявку продлять, даже если речь идет о минутах или часах нехватки времени. В крайнем случае, можно включиться на резервных защитах, а основные останутся еще на какое-то время выведенными. Это допускается, если режим больше не позволяет держать силовое оборудование отключенным)

5. Все операции с релейной защитой и автоматикой производятся только с разрешения диспетчера ОДУ, РДУ, в управлении (ведении) которого находится соответствующее оборудование и устройство РЗА.

(Даже если накануне вечером или 1 час назад заявка на работы была разрешена, ситуация могла измениться – где-то отключились системные линии или объявят штормовое предупреждение, поэтому вывод устройств РЗА необходимо запрашивать отдельно. Кроме того, такая же ситуация может сложиться во время выполнения работ и для этого в бланке заявки мы указываем время аварийной готовности - т.е. время, за которое мы (релейщики) гарантируем ввод в работу устройства до окончания срока заявки при соответствующем приказе сверху. Аварийный ввод в работу – ситуация очень неприятная, поскольку здесь не учитывается, в какое время придет требование включаться, панель может быть разобрана, может не хватать каких-то элементов и т.д.).

6. При ликвидации аварий оперативный персонал подстанции может производить операции с устройствами релейной защиты и автоматики самостоятельно с последующим уведомлением вышестоящего диспетчера.

(При тяжелых системных авариях или при полном погашении подстанции (у нас была такая во время смерча 1998 года, когда осталась одна аккумуляторная батарея и лампочка, горящая от нее под потолком) естественно первоочередная задача диспетчера – восстановить нормальную схему подстанции от собственных нужд до системных связей, поэтому он имеет право действовать самостоятельно).

7. Устройства релейной защиты и автоматики должны быть отключены при неисправностях устройства, при работах на этих устройствах, при указаниях на вывод устройства в бланках переключений, при указании вышестоящего диспетчера.

(Надо отметить, что в этих случаях устройства выводятся по-разному – во втором случае устройство разбирается полностью, включая все связи с другими устройствами, в трех других случаях – только накладками в выходных цепях).

8. Перед включением в работу устройства релейной защиты и автоматики (в случае его полного вывода на ремонт) оперативный персонал обязан проверить его исправность.

(В общем случае исправность устройства диспетчер может оценить визуально по отсутствию выпавших указательных реле или горения аварийных светодиодов. Кроме того, необходимо проверить правильное положение всех накладок на панели – как диспетчер передавал панель для работы релейщикам, так и должен принять. При желании диспетчер может осмотреть монтажную сторону панели и высказать любые сомнения по поводу оголенных концов или отсоединенных кабелей.

Но прежде всего, релейщики должны закрыть наряд или распоряжение, обозначив таким образом окончание работы и сделать запись об устраненном дефекте в журнале релейной защиты (либо о выполненной плановой проверке. После этого можно закрывать заявку и вводить устройство в работу).

9. Диспетчер должен исключить при выводе оборудования в ремонт ложную работу релейной защиты.

(Операции по переводу цепей напряжения с одного ТНа на другой. Вы все знаете, что если не вывести некоторые устройства РЗА при этом, они могут ложно сработать. Именно по этому Вы действуете в таких случаях по бланкам переключений или хотя б по инструкции о цепях напряжения.

Другой вариант – ввод и вывод токовых цепей какого-то присоединения из схемы ДЗШ, или перевод присоединения на обходной выключатель. Все эти ситуации требуют от Вас не только четкого исполнения бланков переключений, но и понимания, почему это происходит.

Именно для это мы с Вами позже будем рассматривать принципы работы различных устройств РЗА)

10. Все полупроводниковые и микропроцессорные устройства не любят снятия и подачи питания постоянным током.

Хотя заводы-изготовители гарантируют, что их устройства ложно не сработают при бросках питания, но необходимо помнить также о потери функций РЗА и управления выключателями при перезагрузке или самотестировании терминалов. Время этой перезагрузки может варьироваться от нескольких десятков секунд (у последних версий фирмы Siemens до получаса у старых терминалов фирмы АВВ)

Назад