21.03.2017 : Применяйте льготы по налогу на имущество организаций с учетом текущей судебной практики
Казалось бы, разве может существенно повлиять на финансовое благополучие организации риск доначислений по региональным налогам (по сравнению с федеральными: НДС, налог на прибыль организаций), связанный с таким внешним фактором, как изменение правовой позиции Минфина России, ФНС России или арбитражных судов?
 
Например, Компания может долгие годы придерживаться в налоговом учете позиции, согласованной с контролирующими органами или обращаться за разъяснениями, но получать «расплывчатые» ответы – «вы делайте, как считаете правильным, а мы позже разберемся и проверим», а спустя время получить претензии со стороны налоговых органов и, причем, отразится это и на налоговых периодах нескольких предыдущих лет! Знакомая ситуация?!
 
Приведу общую статистику ФНС России о проведенных выездных налоговых проверках межрегиональными инспекциями ФНС России (№ 1 - № 9) за 2015 -2016 гг.
Общий объем доначислений (включая налоговые санкции и пени), по итогам 2016 г. составил: 48 млрд. руб. в отношении 234 налоговых проверок; против 33 млрд. за 2015 г. и 280 проверок.
В сфере электроэнергетики, по данным Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4, в 2016 году количество выездных проверок сократилось, однако средний размер доначислений в расчете на 1 такую проверку значительно вырос: с 204 млн. руб. в 2015 году до 422 млн. руб. в 2016 году.
 
Как можно избежать налоговых рисков, связанных с доначислением сумм налога?
 
Всегда оценивать происходящие изменения применительно к деятельности своего предприятия (прогнозировать вероятность налоговых последствий).
Рассмотрим вопрос: Тенденции судебной практики по спорам, связанным с применения налоговых льгот (пониженных налоговых ставок) к объектам магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В соответствии с п. 11 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) освобождались от налогообложения организации в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504 (ред. от 03.04.2013, «О перечне имущества, относящегося к железнодорожным путям общего пользования, федеральным автомобильным дорогам общего пользования, магистральным трубопроводам, линиям энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов») (далее - Перечень).
 
С 1 января 2013 г. в соответствии с п. 3 ст. 380 НК РФ налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 г. 0,4 процента, в 2014 г. - 0,7 процента, в 2015 г. - 1,0 процента, в 2016 г. - 1,3 процента, в 2017 г. - 1,6 процента, в 2018 г. - 1,9 процента.
Для того чтобы воспользоваться правом на налоговую льготу/пониженную налоговую ставку по налогу, необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
имущество учтено на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
 
имущество по своему функциональному предназначению относится к одной из категорий, указанных в п. 3 ст. 380 НК РФ;
 
имущество поименовано в Перечне № 504 от 30.09.2004 № 504, утвержденном Правительством Российской Федерации;
 
В Перечне указаны наименования сложных технологических объектов, относящихся к линиям электропередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой частью указанных объектов, и соответствующие этим объектам коды общероссийского классификатора основных фондов (далее – код ОКОФ). Объектом классификации материальных основных фондов в ОКОФ является объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельно конструктивно обособленный предмет или обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов.
 
Льготированию подлежит не только имущество, код которого по ОКОФ непосредственно указан в Перечне №504, но и имущество, являющееся составной неотъемлемой частью указанного объекта, которое может иметь свой код ОКОФ, независимый от кода ОКОФ основного объекта (сооружения). Такое  имущество поименовано в Перечне № 504 в графе «Примечание», состав имущественных объектов которой является закрытым.
 
Тенденция рассмотрения судебных споров по данному вопросу в 2016 – 217 гг. складывается таким образом, что суды принимают сторону налогового органа. Эта позиция судов существенно отличается от предыдущих лет 2013 – 2015 годов.
Например, по нескольким делам, Верховный Суд Российской Федерации в 2017 г. вынес определения об отказе в передаче жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, например: Определение от 28.02.2017 по делу №А74-2938/2015 (ЗАО «Хакасский Алюминиевый Завод»), определение от 23.12.2016 № 309-КГ16-17717 по делу № А50-13904/2015 (ПАО «Юнипро», ранее – ОАО «Э.ОН Россия). Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 26.01.2017 по делу № А41-23615/16 подтвердил позицию налогового органа (АО «Интер РАО-Электрогенерация»), Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 30.01.2017 по делу № А40-51161/16 (ООО «Газпром переработка») также указал на неправомерность применения пониженной налоговой ставки.
 
Что необходимо сделать налогоплательщику?
 
1. Проанализировать, использует ли Ваша организация пониженные налоговые ставки на основании п. 3 ст. 380 НК РФ. Если да, то необходимо учесть соответствует ли организация критериям, позволяющим применять льготу (пониженные налоговые ставки) и оценить дальнейшие действия (продолжать применять льготу или уточнить обязательства компании).
2. Если компания не использует такое право, но соответствует критериям, позволяющим воспользоваться таким правом, то рассмотреть вопрос об применении пониженной налоговой ставки (и, возможно, пересчитать налоговые обязательства за предыдущие периоды).
 
Вопрос № 2: «Имущество предприятия, имеющее высокую энергетическую эффективность: основания получения налоговой льготы».
Эта тема не так распространена к применению, поскольку достаточно редко налогоплательщики используют положения пп. 4 п. 1 ст. 259.3 и п. 21 ст. 381 НК РФ. Однако применение указанной льготы позволит существенно сэкономить на налоговых обязательствах.
Итак, НК РФ установлены следующие основания получения налоговой льготы (применение понижающих коэффициентов к норме амортизации) в отношении энергоэффективных объектов и оборудования.
 
1. При исчислении налога на имущество организаций освобождаются от налогообложения в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества (п. 21 ст. 381 НК РФ):
вновь вводимые объекты, имеющие высокую энергетическую эффективность (в соответствие с Перечнем, установленным Правительством Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности»),
вновь вводимые объекты, имеющие высокий класс энергетической эффективности (если в отношении них предусмотрено определение классов их энергетической эффективности).
2. При исчислении налога на прибыль организаций - применение понижающих коэффициентов к норме амортизации, но не выше 2 (пп. 4 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).
в отношении объектов, имеющим высокую энергетическую эффективность, в соответствие с Перечнем, установленным
 
Правительством Российской Федерации от 17 июня 2015 г. № 600 «Об утверждении перечня объектов и технологий, которые относятся к объектам и технологиям высокой энергетической эффективности»
в отношении объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности.
 
Долгое время Минфин России и ФНС России указывали на неприменение указной льготы в отношении зданий, однако, в письме от 03 февраля 2017 г. № БС-4-21/1991 Минфин России по вопросу применения налоговой льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 21 ст. 381 НК РФ, в отношении объекта недвижимого имущества, имеющего высокий класс энергетической эффективности указал, что налоговая льгота по налогу на имущество организаций может применяться в отношении вновь вводимых объектов движимого и недвижимого имущества (в том числе зданий), имеющих высокий класс энергетической эффективности, при наличии на них энергетического паспорта.
 
Напомню, что ранее позиция Минфина России, поименованная в письмах:
от 24 июня 2016 г. № 03-05-05-01/36886,
от 17 июня 2016 г. N 03-05-05-01/35443,от 17 июня 2016 г. N 03-05-05-01/35438,от 17 июня 2016 г. N 03-05-05-01/35435
и основанная на Определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2015 N 307-КГ14-7982,
сводилась к тому, что энергоэффективными для целей налогообложения являются товары и оборудование (движимое имущество), а не иные объекты.
 
Правила определения классов энергетической эффективности устанавливаются в соответствии с п. 5 ст. 6, ст. ст. 10, 12 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в отношении товаров и многоквартирных домов. Такие
 
Правила утверждены Приказами Минпромторга России от 29.04.2010 № 357 и Минрегиона России от 08.04.2011 № 161.
Здесь же следует обратить внимание на письмо Минстроя России от 29.11.2016 г. № 40222-ач/04 об отдельных вопросах, возникающих в связи с применением приказа Минстроя России от 06.06.2016 № 399/пр «Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».
Перечень электропотребляющих устройств, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в их технической документации (маркировке, на этикетках), предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1222.
 
Применяются следующие обозначения для классов энергетической эффективности товаров - "A", "B", "C", "D", "E", "F", "G".
По мнению контролирующих органов, в отношении объектов, для которых класс энергетической эффективности определяется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1222, льгота применяется, если имущество отнесено к классам "А", "А+" или "А++" (Письма Минфина России от 20.08.2013 № 03-05-04-01/33917, ФНС России от 29.04.2013 № БС-4-11/7889@).
 
Отметим, что использовать льготы, предусмотренные п. 21 ст. 381 НК РФ, можно только в отношении имущества, которое включено в состав основных средств после 31 декабря 2011 г. (Письма Минфина от 11.05.2012 № 03-05-05-01/23, от 21.02.2012 N 03-05-05-01/11, от 27.01.2012 N 03-05-05-01/06).
и в течение трех лет со дня постановки соответствующего имущества на учет (п. 21 ст. 381 НК РФ).
Таким образом, если вы решили воспользоваться льготами, то будьте готовы к тому, чтобы доказать наличие оснований для их применения. Налоговый орган вправе затребовать подтверждающие документы как при камеральной проверке, так и при выездной (п. 6 ст. 88, абз. 2 п. 12 ст. 89, ст. 93 НК РФ). Кроме того, обращайте внимание на изменение позиции контролирующих органов и судебной практики.