Опора воздушной ЛЭП – это специальная конструкция, предназначенная для удержания проводов воздушных линий электропередач, а также грозозащитных кабелей на заданном расстоянии друг от друга и от поверхности земли. Анкерно-угловые опоры ЛЭП обеспечивают надежное закрепление, качественное натяжение проводов и необходимый уровень при поворотах трассы.
Каждый полюс передачи энергии предназначен для выполнения определенной функции, возложенной на него.
По своему назначению опоры ЛЭП могут быть следующими:
- Опоры касательно-подвески предназначены для установки на прямых участках воздушных линий электропередачи, выполняют исключительно функцию опоры проводов и кабелей и не рассчитаны на нагрузки, протягивающие провода вдоль линии.
- Анкерно-угловые опоры – используется на прямых участках воздушных линий для пересечения линий электропередачи через железные дороги, шоссе, мосты и небольшие реки. Конструкция анкерных столбов выдерживает значительную нагрузку протягивания проводов и кабелей.
- Длиннопролетные опоры используются, когда линии электропередач пересекают большие препятствия. Длиннопролетные опоры – самые тяжелые из всех опор ЛЭП, они могут достигать высоты до 300 м и несут наибольшие нагрузки.
- Угловые опоры устанавливаются на углах поворота трассы ВЛ. Под углом до 30 °, когда нагрузка не такая большая, используются опоры касательного подвеса. Если угол поворота больше, необходима более жесткая конструкция, и в этом случае используются анкерные опоры с угловым подвесом и соответствующим креплением на проволоке.
- Тупиковые конструкции (опоры) устанавливаются в начале или в конце ВЛ, размещаются перед электрическими подстанциями на порталах ОРУ.
- Перестановка полюсов используется для изменения порядка расположения проводов на полюсах.
- Столбы ответвления используются для организации ответвлений от ВЛ.
- Поперечные опоры устанавливаются на пересечении ВЛ двух направлений.
- Ветрозащитные столбы используются для повышения механической прочности.
История развития опор ЛЭП имеет три периода: дерево, бетон и металл.
Когда впервые возникла необходимость в передаче электроэнергии на большие расстояния, было вполне логично, что для строительства линий электропередачи был использован самый доступный на тот момент материал – древесина. Однако очень скоро стали очевидны его недостатки – гниение дерева в месте соприкосновения с землей, слабая прочность и уязвимость перед пожарами.
На смену им пришли более прочные бетонные опоры, не подверженные воздействию огня, коррозии и химикатов, единственным и существенным недостатком которых является их огромный вес, создающий трудности при транспортировке и установке опор. Также проблема заключалась в их утилизации после того, как столбы пришли в негодность.